Квалифицированный продавец-консультант: дефицит на рынке труда
Парадоксальная ситуация с рабочими кадрами наблюдается в торговле, особенно это стало заметно с развитием розничной торговли, когда практически любой человек может получить патент и открыть собственный магазин. Отсутствие квалифицированных продавцов с соответствующим образованием стало буквально бросаться в глаза. Во многих магазинах стало нормой, когда продавец не может ничего конкретного сказать о товаре и плохо ориентируется в ассортименте. Бороться с этим можно, пожалуй, только цивилизованными методами по подбору и управлению персоналом, и в первую очередь требуется тщательное изучение ассортимента.
Продавец-консультант должен не просто уметь вежливо обслужить покупателя, но и дать исчёрпывающую консультацию по каждому виду товара. Если персонал магазина не знает, для чего используются, например, керамические трубки, то на любой вопрос потенциального покупателя придётся изучать инструкцию или звать коллегу, который действительно разбирается в сути вопроса. Замечательно, если в магазин приглашают персонал с соответствующим образованием. Если в строительном гипермаркете работают продавцы не понаслышке знакомые со спецификой всех товаров, то это однозначно положительно скажется на работе.
Испытательный срок, который обычно полагается практически на любом месте трудоустройства, необходим не только для того, чтобы претендент на место продавца показал свои способности. Первая половина испытательного срока необходима как раз для того, чтобы новичок освоился на рабочем месте и научился ориентироваться в ассортименте. Это позволяет более опытному коллеге держать под контролем все действия молодого претендента, подсказывать и направлять его, на практике демонстрировать методики работы, принятые в данном конкретном магазине. Хорошее знание ассортимента обязательно, даже если покупатель сам может проконсультировать кого угодно, если продавец не может выбрать из ассортимента запчастей гибридные подшипники с керамическими деталями и предлагает неподходящий для целей покупателя товар, то это наносит ущерб репутации фирмы.
Обилие современных товаров и быстрая динамика смены ассортимента серьёзно усложняет работу продавцов-консультантов, от работодателя требуется понимание специфики момента. Если владелец компании берёт на себя организацию тренингов, курсов повышения квалификации, обеспечивает своим сотрудникам профессиональный рост и соответствующим образом мотивирует их на стабильную работу, то появляется отличный шанс снизить текучку кадров до минимума. На данный момент на рынке труда наблюдается определённый дефицит квалифицированных продавцов-консультантов, обладающий не только знаниями по ассортименту, но и способностью к быстрому обучению, достаточным уровнем коммуникабельности и устойчивостью к стрессам. Соблазн получить уже готового специалиста, не нуждающегося в обучении, очень велик, но владельцы магазинов сталкиваются с отсутствием кадров, и эту проблему приходится решать с имеющимся контингентом продавцов.